SONY PCM-D100: девять лет лидерства

SONY PCM-D100: девять лет лидерства
SONY PCM-D100: девять лет лидерства
6.03.23 / Юрий Васильев

Девять лет назад в продаже появился SONY PCM-D100 — профессиональный ручной рекордер. Он пришёл на смену предыдущей модели D50 и снискал искреннюю любовь профессионалов и любителей качественного звука. Так что даже по прошествии всех этих лет «сотка» считается лучшим вариантом для записи. Чем же он так хорош?

Комплект поставки

В большой коробке помимо самого рекордера, лежащего на мягкой тряпочной подкладке, обнаружились: фирменный чехол на молнии с карманами и возможностью повесить его на ремень или карабин, пульт ДУ и специальный приёмник, четыре батарейки АА, волосатая ветрозащита по типу «хомяк», блок питания, кабель microUSB и бумажки, включая лицензионный ключ на Sound Forge Audio Studio LE.

Дизайн и габариты

Рекордер в профиль размером со смартфон, но толще кирпича — 72 мм. В современном мире это кажется удивительным, но держать устройство удобно. Сборка шикарнейшая: ничего не болтается, никаких торчащих литников, никаких дефектов окрашивания, всё установлено ровно, разъёмы металлические. Можно сравнить со сборкой Apple и других лидеров рынка, но и у них в последнее время начались проблемы с качеством.

Расположение основных элементов стандартно: сверху установлена пара конденсаторных микрофонов с капсюлями 15 мм, по центру экран, в нижней части и по краям – органы управления и входы-выходы. Микрофонную пару можно крутить, выставляя конфигурацию XY (смотрят «внутрь»), AB (параллельно) и ORTF (в разные стороны), при этом позиции фиксируются с мягким уверенным щелчком. Естественно, указывать вручную, какой микрофон пишет какой канал, не нужно — просто выберите нужную конфигурацию, рекордер  запишет правильно.

Вокруг микрофонов установлены две железные арки, соединённые тремя распорками для большей жёсткости. Они предназначены для защиты, но ещё и полезны при установке «хомяка», не позволяя ткани касаться микрофонов и избавляя от возможных шорохов в записи.

Под микрофонами видны две пары светодиодов-индикаторов, обозначающие уровень -12 дБ и перегрузку, а ниже расположен классический чёрно-белый ЖК-экран. Да, по сравнению с органикой на смартфонах он может выглядеть устаревшим, но для задач записи его хватает за глаза, да и дополнительная подсветка в большинстве ситуаций не требуется, что здорово экономит батарейки.

В нижней части размещаются кнопки. Они отличаются по дизайну и разделены на группы. Левая отвечает за воспроизведение и перемотку, перемещение по меню и вызов контекстных команд, а также включает в себя две настраиваемые клавиши F1 и F2. Правая запускает и останавливает запись, позволяет ставить временные метки. Кнопки «стоп», «воспроизведение», «пауза» и «запись» прозрачные, и под последними двумя есть светодиоды, показывающие активность рекордера.

Входы для внешних микрофонов и линейный — на правом боку. Микрофонный поддерживает питание для PiP-микрофонов, а линейный умеет принимать как аналоговый сигнал, так и цифровой по оптике, что редкость. Под ними — совмещённый слот для карт памяти SD и MemoryStick с отлично продуманной надёжной крышкой в дополнение к встроенным в рекордер 32 Гб. Ближе к задней части располагается сдвоенный регулятор уровня записи с блокировочным кольцом. Он состоит из внешнего и внутреннего элементов, позволяющих независимо выставлять уровни, но по умолчанию регулирует их одновременно. Если же нужно выставить разные параметры, то нажимаете пальцем в центр и крутите внутреннюю часть. Кольцо же не позволяет случайно сбить настройки при удержании рекордера, но при необходимости отгибается вбок. В общем, удобная и логичная штука.

Ниже регулятора видна жёлтая кнопка включения подсветки. Нажали — экран и крутилка уровня зажглись мягким серо-голубым светом, нажали повторно — свет погас. После неё установлены резиновый разделитель и два переключателя: питание и блокировка кнопок.

На правом боку тоже есть два разъёма — это выходы на наушники и линейный, совмещённый с оптическим. Плюс круглый регулятор громкости для наушников, переключатели уровня входа (микрофон или линейный), разъём microUSB, круглый разъём питания, проушина для ремешка и синий пластиковый разъём для ИК-приёмника. У регулятора громкости наушников по бокам сделаны пластиковые защитные «трамплины».

Задняя сторона может похвастаться только резьбой под штатив, четырьмя резиновыми лапками и крутейшей крышкой батарейного отсека: полузнок блокировки, металлический механизм и выезжающий лоток для батареек. Видно, что инженеры заморочились! И да, хорошо, что рекордер работает не на собственном аккумуляторе: можно спокойно поставить любые аккумуляторы АА или купить щёлочные батарейки в ближайшем магазине. А вот менять встроенный источник питания намного сложнее и дороже. На нижней грани есть вырез, за которым скрывается небольшой динамик 16 мм, позволяющий прослушать записанное.

Программное обеспечение

Интерфейс прост и понятен. Единственное «но» — только английский и китайский языки в моём случае. Но вряд ли люди, покупающие подобный рекордер, не знают английский хотя бы на базовом уровне и не смогут разобраться в паре десятков пунктов меню. Пользователю доступны различные настройки записи и прослушивания, выбор памяти (карта или встроенные 32 Гб) а также забавные возможности типа транспонирования музыки по высоте (до 6 полутонов в обе стороны) и изменения скорости прослушивания.

Да, рекордер можно (и предлагается) использовать вместо качественного плеера. Конечно, сейчас можно найти более интересные по звуку устройства, но после начала продаж находились люди, покупавшие D100 именно для музыки.

Запись

По умолчанию установлен формат LPCM с максимально доступным качеством 192 кГц / 24 битН, но вы можете выбрать MP3 (зачем?) 128 или 320 кбит/с или DSD 2.8 МГц (тоже зачем?). Также есть режим двойной записи — LPCM одновременно с MP3.

Присутствует Super Bit Mapping, позволяющий преобразовывать 20-битный сигнал в 16-битный практически без потерь качества звучания и детализации, что экономит место в памяти. Есть лимитер и фильтр низких частот — базовые штуки для любого рекордера. Также добавлен режим расширенного соотношения сигнал-шум 100 дБ.

Для важных записей стоит использовать функцию «Pre-recording» — некий буфер, постоянно подписывающий небольшой отрезок времени до нажатия кнопки «запись» и сохраняющий его в итоговом файле. Так вы точно не потеряете начало песни или звука, даже если нажмёте кнопку с задержкой. А для цифрового сигнала предусмотрена функция синхронизации с источником.

Ну а качество… Качество можно описать достаточно кратко, но ёмко: естественный, живой и богатый тембрально звук, создающий максимальный эффект присутствия в материале и имеющий очень низкий уровень шума. Слава фирменным предусилителям! Впрочем, вы можете оценить это сами — в видеоверсии обзора есть примеры.

D100 vs D10

В начале 2019 года Sony представило новую модель рекордера под названием PCM-D10. Все ждали логического развития «сотки»: добавление XLR-разъёмов и четырёхканальной записи, USB-С вместо устаревшего microUSB, возможность работы в качестве аудиоинтерфейса. Но не случилось. Новинка хоть и получила заветные XLR, но осталась двухканальной, появился Bluetooth вместо ИК-приёмника, но без возможности мониторинга записи в реальном времени через беспроводные наушники — можно только послушать уже записанное.

Размер «тушки» ожидаемо увеличился, но качество сборки и материалов ухудшилось, вместо металлических разъёмов сделали мягкие пластиковые, исчезло защитное кольцо вокруг регулятора уровня микрофонов, и теперь настройки легко сбиваются, крышка батарейного отсека простая, тонкая и болтается, цифрового и линейного входов больше нет, выход только линейный, регулировать громкость наушников приходится двумя тугими кнопками, и даже резьба под штатив расположена близко к микрофонам, от чего задняя часть рекордера заметно перевешивает. Будет ли это со временем приводить к разрушению пластика вокруг этой железной втулки, неясно.

Ну и самое главное: у D10 намного более высокий уровень собственных шумов предусилителя плюс совершенно отстранённый звук. То есть, с D100 вы получаете отличную запись даже в очень тихих условиях как через встроенные микрофоны, так и через сторонние PiP-решения, тогда как у D10 единственный более-менее тихий вход — для внешних микрофонов. Не XLR и не встроенная стереопара. Картинка в начале этого раздела вполне наглядно показывает различия, да и в видеообзоре есть пример записи тиканья маленьких часов в тишине.

Также в случае D100 вы как бы внутри сцены, слышите своими ушами живой звук, находитесь на адекватном расстоянии от виртуального источника, а c D10 вы "независимый наблюдатель" — всегда где-то в стороне, не включены в происходящее. Слишком всё отстранённо и «официально», звуку не хватает жизни и натуральности. Увы, но Sony не смогла подобраться к своему же предшественнику по уровню. Может, не хотели убивать продажи D100? Тогда что мешало взять предусилители, капсюли и остальную «требуху», добавить XLR и сделать четырёхканальную запись? И ещё Bluetooth для особо страждущих. Назвали бы D200, продавали бы как горячие пирожки по миру. Но, но, но.

Видеообзор

Тип Ручной полевой рекордер
Микрофоны 2 × 15 мм конденсаторный
Качество записи 192 кГц / 24 бит (макс)
Форматы записи LPCM, MP3, DSD
Воспроизведение AAC, DSD (DSF/DFF), FLAC, MP3, WAV, WMA
Память 32 Гб + карты памяти
Входы

Микрофонный 3,5 мм стерео;
Линейный 3,5 мм стерео;
Оптический 3,5 мм (совмещённый)

Выходы Наушники 3,5 мм стерео;
Линейный 3,5 мм стерео;
Оптический 3,5 мм (совмещённый)
USB microUSB, только для передачи файлов
Максимальное звуковое давление, микрофон 128 дБ
Мощность выхода, наушники 25 мВт на канал (16 Ом)
Динамик Да, 200 мВт
Отношение сигнал/шум 100 дБА
Коэффициент нелинейных искажений ≤ 0,006%
Питание 4 × АА батареи, блок питания
Время записи до 25 ч от одного комплекта щёлочных батарей
Цена 65 000 р.

Резюме

В официальной продаже SONY PCM-D100 вы уже не встретите. Да и у неофициалов он остался в «следовых количествах»: я еле-еле нашёл запечатанный вариант у человека на Авито, стоимость на момент покупки составляла 65 000 р. Сейчас в связи с ростом курса она увеличилась на десятку.

Иногда на том же Авито попадаются чьи-то личные БУ-варианты, они подешевле, но быстро продаются плюс заметно варьируются по сохранности и комплекту. Также на Aliexpress есть китайцы, продающие БУ-шные D100 «в идеале или с незначительными следами использования», но с неполным комплектом и в странной пенопластовой коробке. Цена достаточно низкая за заявленное состояние, а количество этих «практически новых» рекордеров с парой микроцарапин на корпусе слишком велико для обычной распродажи собственных запасов. Ну не покупают эти штуки «для себя» десятками! Есть сильные подозрения, что китайцы продают обычные восстановленные-отремонтированные рекордеры. Возможно, даже «франкенштейны», собранные из нескольких устройств сразу.

Да, у D100 нет 32-битной записи, которая сейчас появляется во многих моделях. Плюс у неё — разве что в запасе при постобработке, так как 24 бит вполне достаточно для реализации динамического диапазона 144 дБ. Ну или если совершенно не хотите выставлять уровень при записи. Зато файлы становятся заметно больше.

Да, у D100 нет подключения в качестве внешней звуковой карты. Но вряд ли вы будете использовать эту штуку как USB-микрофон для подкастов: проще и заметно дешевле купить что-нибудь типа Rode, Shure или Audio-Technica, не говоря про ещё более доступные китайские модели и игровые решения. Или же просто возьмите и заведите сигнал с линейного выхода рекордера на свою "звуковуху". Ещё лучше, если воспользуетесь оптикой: даже на паузе записи звук отдаётся как в наушники, так и в оба типа линии, и вы можете избежать лишнего преобразования.

Да, у D100 нет питания по USB. Точнее, оно есть, но только при подключении к ПК в качестве диска, а вот работать на запись от внешнего аккумулятора он не умеет. С другой стороны, до 25 часов до комплекта батареек вполне достаточны для подавляющего большинства задач.

А в остальном, одни плюсы. Так что D100 — лучший на данный момент ручной рекордер со встроенными микрофонами для записи «естественных» звуков, музыкальных инструментов (особенно их!), вокальных партий "в поле", шумовых эффектов и интершума в тихих условиях. Чистый звук, естественные тембры, разумная насыщенность и эффект присутствия делают его поистине уникальным — по звуку до сих пор никто из конкурентов не смог подобраться достаточно близко, хотя попыток было немало. И тот факт, что даже по очень немаленькой цене эти машинки разбираются моментально, в особенности профессиональными «звукарями» говорит о многом. Так что вердикт прост - Я купил. Без «бы». И очень доволен.

Авторизация

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
(если не видите кнопок авторизации -- отключите adblock)

Комментарии
Вас может заинтересовать