Александр Курило: как выбрать электровелосипед

Александр Курило: как выбрать электровелосипед
Александр Курило: как выбрать электровелосипед
9.08.20 / Дорогая редакция

Сегодня на связи снова Александр Курило — директор по маркетингу iconBIT. Он поможет разобраться в мире электровелосипедов, расскажет про ключевые модели и даст несколько советов по выбору устройств.

«Продолжая тему оптимального выбора персонального электротранспорта, после самокатов решусь взяться за самого «Шекспира» — точнее рассмотрю ключевые аспекты современных электровелосипедов, и что от них ждать в ближайшей перспективе».

Итак.

Главное, что важно понять, прежде чем вы увлеченно начнёте копить на фантастически красивый MTB или элегантный городской круизер — какой по жизни вам удобнее велосипед: обычный, или складной?! Если образ жизни позволяет регулярно выкатывать из гаража «классику», а вокруг вас, куда ни взгляни, простирается подходящая для него инфраструктура, и не предвидится возможных проблем с транспортировкой любимца в более отдаленные локации, то выбор однозначен. Такие велосипеды значительно легче и изящней своих складных коллег, а как говорят маркетологи «good appearance sells good». Я вот постоянно мечтаю о притягательно красивом электрическом трековом велосипеде, в горах и рядом с морем...

 Но, если вы живете в реальном мире, передвигаетесь в общественном транспорте, пользуетесь такси или личным легковым автомобилем, имеете ограниченное жилое пространство, при этом мечтаете иногда выбраться покататься всей семьей или с друзьями на велосипедах за город — то складная техника становится просто безальтернативной.

Поэтому, подразумеваю далее выбор среди складных электрических велосипедов, хотя большинство функциональных аспектов остаются актуальны для любых моделей.

«Ассистент» (PAS: pedal assistant) vs «ручка газа»?

Если вам важно проезжать максимальные расстояния, и есть намерения покататься в горах, то имеет смысл ориентироваться только на качественные «центральные» моторы-«ассистенты», способные вытягивать большие нагрузки. Честно скажу, я и сам все больше склоняюсь к мысли, что на электровелосипеде все же надо крутить педали ☺️ Однако, русский человек (обычно 100+ кг) любит, чтобы была ручка газа, и сразу начинает её выкручивать с нуля, даже в горах, не задумываясь о сложной судьбе мотора и батареи. Хорошо, если удосужится изредка подкручивать педали. По сути, моторы-ассистенты всегда лучше оптимизированы по возможным нагрузкам и способны ездить на расстояния до 100 км и более. Конфигурации с ручкой газа имеют режим ассистента, но как правило в очень примитивной его реализации, и редко приспособлены для поездок далее 30-40 км, либо требуют уже максимально дорогие моторы и батареи.

Выбор размера

Традиционная градация складных моделей идет по диаметру их колес: 12” 14” 16” 20”. Легко догадаться, что чем меньше колеса = тем компактнее габариты и легче вес девайса. Как правило на маленьких колесах ставят менее мощные моторы, а на больших диаметрах применяют более мощные конфигурации (но могут быть исключения).

Диаметр колёс велосипеда

Тут предстоит четко определиться, что для нас важнее — компактность велосипеда, или его скорость/проходимость. И заранее смириться с компромиссом между этими двумя ключевыми параметрами. Из личного опыта добавлю, что рекомендую выбирать максимально широкую резину, это ощутимо сказывается на надежности сцепления с разнообразными поверхностями и общей амортизации и комфорте езды. Тонкую узкую резину раньше предпочитали ради лучшего наката и меньшего сопротивления, но наличие электродвигателя полностью снимает этот вопрос в пользу широких массивных колес. Новомодные FAT-колеса сильно напрягают, если предстоит долго кататься на педалях, но вызывают восторг, если они приделаны к электро-велосипеду ☺️

Материал рамы

Тут ничего не меняется уже десятки лет — рамы их хороших алюминиевых сплавов куда легче и, соответственно, комфортнее (стоят ощутимо дороже) чем стальные рамы, прочность же в обеих вариантах больше зависит от качества исполнения конструкции и сварки. Карбоновые рамы остаются признаком богатства и роскоши, не особенно добавляя функциональности велосипеду, если честно.

Мощность

Моторы могут работать с напряжением 36В/48В/60В и более, имея при этом мощность 250Вт/350Вт/500Вт и более. Помним, что китайские маркировки (соответственно, многообещающие спецификации из Интернета) могут сильно отличаться от реальности, и на моей практике многие сертифицированные моторы 36В/250Вт тянули куда лучше чем фейковые 48В/500Вт с ближайшего рынка. По сути, правильный мотор 36В/250Вт прекрасно катает взрослого мужчину весом 100 кг со скоростью до 30 км/ч и тянет в горки до 15 градусов.

Добротный же мотор 36В/350Вт разгоняется до 35-40 км/ч и тянет горки до 20 градусов. Дальнейшее повышение вольтажа и мощности начинает непропорционально жрать батарею, по скорости, как правило, срабатывает ограничитель (поверьте, не стоит на такой технике ездить быстрее 40 км/ч, не правильно это, и очень опасно), зато легко можно штурмовать горки 20-25 градусов и даже больше. Так что, «оптимальная» конфигурация это 36В или 48В, 250Вт-500Вт. Напоминаю, что чем мощнее мотор = тем больше его масса (там физически должны быть большие тяжелые магниты и адекватная обмотка).А такой мотор требует батарею большей ёмкости (значит больше ячеек = еще тяжелее). В итоге — получаем куда более габаритный и тяжелый велосипед.

Ёмкость батареи и запас хода

Логично, что запас хода батареи сильно зависит от множества параметров:

  • нагрузка (вес самого велосипеда + наездник со всем обвесом),
  • ландшафт (по асфальту можно проехать на 50% дальше, чем по гравию или траве; в горку батарея расходуется на 300-500% быстрее, чем по прямой),
  • на максимальной скорости батарея высаживается на 50% быстрее чем на стандартных 20 км/ч,
  • большую разницу сыграет дует ли ветер в спину или в лицо,
  • многие батареи проходят на 20-25% меньше при температуре 10°С< против стандартных >20-30°С,
  • большую роль играет тип шин и степень их сопротивляемости поверхностям,
  • наконец, впечатляет зависимость ресурса хода батареи от стиля езды, когда одни ездоки максимально помогают велосипеду на старте или в горку набрать скорость на педалях, а другие предпочитают просто выкручивать ручку газа с нуля.

Напоминаю, что полезная ёмкость батареи рассчитывается как вольтаж*ёмкость батареи в Ач, соответственно 36В*6А = 216 Вт/ч, а 48В*6А будет уже 288 Вт/ч, т.е. примерно на 25% больше. Но, двигатель на 48В будет и потреблять больше, чем мотор 36В, зато лучше тянуть в горки и на старте, с меньшими пиковыми нагрузками, так что, итоговый КПД получится на уровне +15%.

Бесконечно многое зависит от качества самой батареи, и эффективности/сбалансированности взаимодействия связки батарея-контроллер-мотор, где каждое звено может все испортить. К примеру, хорошая батарея 36В/6А с правильно запрограммированным контроллером в связке с честным мотором на 350Вт успешно пройдет под нагрузкой в 80 кг на скорости 20 км/ч более 20 км. А поставь туда же дешёвый мотор на 250Вт с недостаточной обмоткой и маленькими магнитами + низкобюджетный контроллер, не способный эффективно распределять пиковые нагрузки, и этот же велик проедет всего 14-15 км, а батарея проживёт не более двух сезонов.

Так что, всё зависит от конкретных моделей и качества/баланса взаимодействия используемых компонентов. Для ориентира дам накатанные мной на сотнях моделях необходимые средние значения движения на стандартном сертифицированном моторе мощностью 250-350Вт (вес 80 кг, скорость 20 км/ч, температура 20°С, городской ландшафт, двигаемся на ручке газа с разумной поддержкой мотора на старте и в горки):

  • 36В/6А = ~20 км
  • 36В/10А = ~30-35 км
  • 36В/15А = ~50—60 км

48В мотор + нормальный контроллер + нормальная батарея обеспечивают в среднем на +15% прирост динамики разгона, тягу в горки и запас хода относительно 36В версий, аналогично 60В и более. Увеличение мощности мотора более 500Вт пропорционально увеличит расход батареи.

Добавлю, что батарея ДОЛЖНА БЫТЬ СЪёМНАЯ, это очень удобно во многих ситуациях (не надо тащить весь велик к зарядке, удобно при раздельном зимнем хранении, и пригодится в будущем при замене на новую батарею). Еще важно чтобы батарея размещалась в хорошо защищенном внешнем контейнере, с максимальной надежной системой разъемов. Крайне не люблю батареи внутри рамы — они всегда ограничены по емкости из-за небольшого доступного размера, редки, дороги, и плохо поддаются профилактике и ремонту.

Резюме

Представляю мой субъективный рейтинг любимых велосипедов, для примера.

Лучший складной электрический городской ультра-компакт: iconBIT K7.

Маленький, достаточно лёгкий и удобный для регулярных манипуляций по его складыванию и транспортировке в багажнике машины, на удивление комфортный по посадке, и надежный в эксплуатации — служит мне уже третий сезон. Только ассистент, максимальная скорость порядка 25 км/ч, ездит под моими 90 кг на 40-50 км. Отличная съёмная батарея на 6А/36В. Почти всегда лежит в багажнике рядом с обычной Strida, представляющей для меня уже много лет эталон городского складного ультра-компактного велосипеда.

Лучшая бюджетная «рабочая лошадка»: iconBIT K202.

100% функциональный складной дизайн, 48В/8А, проезжает до 40 км на ручке газа, до 70 км в режиме ассистента (хотя некоторые и 100 умудрялись накатать). Доступная цена и высокая ремонтопригодность при долгосрочной эксплуатации.

Лучший бюджетный складной «универсал»: iconBIT K220.

Замечательные 20” FAT-колеса, отличная проходимость и комфорт, на удивление лёгкий и удобный при транспортировке, хорошо тянущий мотор, ощутимо резвый (до 35—40 км/ч), достойная съёмная батарея 36В 10А, позволяет динамично и с удовольствием проходить по любому ландшафту до 30-35 км на одной зарядке.

Продолжая тему 20” FAT колес, и если вы готовы заплатить более чем вдвое по сравнению с K220 за некоторые излишества, то рекомендую обратить внимание на E-Motions FAT 20” Double 2.

Два 48В мотора по 500 Вт, большая батарея, максимальная скорость до 45 км/ч, хороший обвес, включая зеркала заднего вида (это же практически полноценный мопед). Дизайн рамы по мне не очень удобен, и амортизаторы на FAT-колесах считаю лишними, багажник можно было бы сделать покрепче, и вес в 32 кг превращает каждый подход к этому монстру для погрузки в багажник авто в серьезное спортивное мероприятие по powerlifting. Но! Когда ты на нём пробираешься по самому бездорожью в крутую горку — душа поет!

Наконец, возвращаюсь к мечте о горной дороге вдоль самого синего моря — вот в такое путешествие я бы взял Merida eONE-SIXTY 800SE.

Да, недешево — но в этом классе есть варианты куда дороже, при том, что данная модель сконфигурирована впечатляюще адекватно. Одинаково, хорошо чувствует себя на асфальте и вне его. Центральный мотор Shimano E8000 уже заслужил себе прекрасную репутацию, и лично мне симпатичнее, чем Bosch или Yamaha (подробнее можете изучить вопрос вот тут), батарея и вся система от Shimano гарантируют безукоризненный перформанс, а дизайн этого велосипеда, думаю, будет завораживать и спустя десятилетия.

Всего вам доброго, катайтесь! — не сидите дома. А к покупке велосипеда подходите ответственно, чтобы потом без сожаления сказать: «Я бы купил!»

Авторизация

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий:

Комментарии
Вас может заинтересовать